Герпетический стоматит у детей

Довольно часто герпетический стоматит встречается у детей младшего дошкольного и более старшего школьного возраста. По статистике, у 70% детей от 1 до 3 лет наблюдается данное инфекционное заболевание. Это связано с тем, что в данный возрастной период еще не до конца сформирована система специфического иммунитета, а те антитела, которые были получены интерплацентарно от матери, к этим годам исчезают.

В более старшем возрасте герпетический стоматит встречается реже, поскольку защитные силы организма становятся выше. К тому же после перенесенной инфекции организм приобретает стойкий иммунитет к возбудителям заболевания.

Особенности

Распространение герпетической инфекции у детей в полости рта имеет свои особенности из-за специфики строения слизистой оболочки ребенка. В возрасте до 3 лет эпителиальный покров слизистой довольно тонкий. Уровень рибонуклеиновых кислот и гликогена низкий, а вот количество тучных клеток, напротив, высокое, но они малоактивны.

Перед поражением слизистой оболочки герпетической инфекцией велика вероятность возникновения лимфаденитов той или иной выраженности. Как правило, они появляются при среднетяжелой и тяжелой степени герпетического стоматита. Лимфатические узлы увеличиваются, как правило, под челюстью, с обеих сторон. Велика вероятность вовлечения также шейных лимфоузлов. Они сопутствуют всему острому периоду заболевания, который в среднем длится около 10 дней.

Стадии заболевания

Острый герпетический стоматит у детей может иметь несколько стадий развития: легкую, среднетяжелую и тяжелую. А периодов развития 4:

• продромальный,
  • период катаральный явлений,
  • период высыпаний,
  • эпитализация.

Тяжесть стоматолог определяет по тому, насколько выражены симптомы интоксикации и поражения слизистой ротовой полости.

При легкой форме симптомов интоксикации может не быть. Заболевание начинается, как правило, неожиданно, с повышением температуры до 37,5°С. Состояние ребенка вполне удовлетворительное. Со стороны дыхательных путей могли отмечаться катаральные явления. Слизистая оболочка гиперемирована, со стороны десен возможен отек и симптомы гингивита. Поражения в полости рта либо одиночные, либо слившиеся. Такие высыпания появляются один раз. Через несколько дней они приобретают мраморную окраску и становятся болезненными.

Среднетяжелая форма характеризуется уже более выраженной симптоматикой. Практически с самого начала состояние ребенка ухудшается, пропадает аппетит, температура поднимается, причем постепенно до высоких цифр. Лимфатические узлы увеличены. На слизистой рта – множественные поражения, а десны кровоточат. Тяжелая форма герпетического стоматита являет собой усиление всех основных признаков. У детей она лечится только в условиях стационара.

Лечение

В нашей клинике лечение герпетического стоматита у детей проводится комплексно с применением современных препаратов. Местная терапия направлена на снятие болевых симптомов, а также купирование инфекции антибактериальными средствами. Проводятся меры по предупреждению рецидивов и обеспечению быстрой эпитализации тканей слизистой оболочки рта. Широко применяются противовирусные препараты: мази, гели.